Разливы нефти. Новое в законодательстве

news220218-12018 год начался с нескольких аварий на нефте- и продуктопроводах. 18 января возгорание на нефтепроводе в Энгельсском районе Саратовской области. Из лопнувшей трубы (одной из возможных причин аварии в «Транснефти» называют дефект сварного шва) вытекло около 900 куб. м. нефти, вещество разлилось на 1,5 км, произошел пожар, в результате которого 36 домов пострадали в селе Красноармейское. 19 января нефть разлилась в реке Кудушлинка под Уфой из-за аварии на трубопроводе, принадлежащем компании «Башнефть-Добыча». Нефтесодержащая жидкость растеклась подо льдом на расстоянии 400 м. 25 января в Сызранском районе Самарской области произошла утечка бензина в месте прохождения продуктопровода Сызранского нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего «Роснефти». Площадь разлива составила около 1,2 тыс. кв. метров.
 
Мировая практика показывает, пишет «Российская газета», что даже при современном уровне технологий в нефтедобывающей отрасли возможны аварии вплоть до катастрофических, и когда они случаются, крайне важно быстро устранять последствия. Об этом шла речь на заседании Правительства РФ 25 января 2018 года.
 
Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что разливы нефти и нефтепродуктов наносят «огромный ущерб окружающей среде, и для восстановления экологических систем в пострадавших районах могут понадобиться десятилетия, а, может быть, даже иногда столетия. Поэтому в нефтегазовой отрасли необходимо придерживаться самых высоких стандартов, это мировая практика, тенденция».
 
– Но если все-таки подобные аварии случаются, то крайне важно быстро устранять их последствия. Для этого у всех организаций нефтегазовой отрасли должны быть планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Сейчас компании готовят и согласовывают эти планы в региональных органах власти, после чего документ утверждается федеральными органами. Но нередки случаи, когда эти процедуры затягиваются.
 
Месяцем ранее, 25 декабря 2017 года, комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты о правовом регулировании отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования» (далее соответственно – законопроект 2, КоАП) подготовлены Минприроды России.
 
В настоящее время для морских акваторий Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №287-ФЗ) для организаций установлен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – план) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
 
Для сухопутных территорий аналогичное регулирование на законодательном уровне отсутствует, так же как и полномочия Правительства России по установлению требований в этой сфере.
 
Для сухопутных территорий действует порядок, установленный постановлением Правительства от 21 августа 2000 года №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
 
В соответствии с этим порядком организации на сухопутных территориях подготавливают и направляют планы в региональные и федеральные органы власти на согласование, которое, как правило, затягивается по времени в связи с отсутствием регламентации сроков и необходимости учета противоречивых позиций согласующих органов, после чего план утверждается Минэнерго России и МЧС России. Существующая процедура утверждения планов приводит к затягиванию срока ввода в эксплуатацию построенных объектов нефтяной отрасли.
 
В целях ликвидации этого правового пробела, оптимизации и создания прозрачного регулирования законопроектом 1 предлагается внести изменения в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», устанавливающие по аналогии с федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации» уведомительный порядок утверждения плана ЛАРН на сухопутных территориях.
 
Учитывая гораздо более значительное количество нефтегазовых объектов на суше по сравнению с морскими акваториями, законопроектом 1 вместо обязательности наличия заключения государственной экологической экспертизы на проект плана предлагается ввести согласование проекта плана Росприроднадзором, что более оптимально по срокам и процедурам (например, не требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду, упрощенный порядок внесения изменений в план).
 
В целях установления механизма контроля за соответствием планов установленным требованиям предусмотрен порядок их утверждения.
 
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен утверждаться организацией, осуществляющей на сухопутных территориях добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов при условии, что у этой организации имеются:
– заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов (такое заключение выдается по результатам комплексных учений по подтверждению готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов);
– согласование Росприроднадзора.
 
Эксплуатирующая организация должна направлять уведомление об утверждении плана в федеральные органы исполнительной власти, определяемые соответственно Президентом России, Правительством России, с приложением утвержденного плана.
 
Кроме того, предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части наделения Правительства России полномочием устанавливать требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в части разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Законопроектом 2 предлагается установить меры административной ответственности за правонарушения, связанные с невыполнением предусмотренных законодательством требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, непредставлением, несвоевременным представлением, представлением не в полном объеме или представлением заведомо недостоверных сведений о мероприятиях по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, невыполнением в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства.
 
В настоящее время ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусмотрена статьей 20.6 КоАП.
 
Однако учитывая, что не все случаи разливов нефти и нефтепродуктов могут быть отнесены к чрезвычайным ситуациям, самостоятельный предмет регулирования сферы деятельности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также важную роль стимулирования принятия мер для недопущения разливов нефти и нефтепродуктов и предотвращения загрязнения компонентов окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, законопроектом 2 предусмотрено дополнение главы 8 КоАП статьей 8.48, устанавливающей ответственность за:
– отсутствие утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов или несоответствие такого плана установленным требованиям, а также невыполнение предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районе ведения деятельности, в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующих установленным требованиям;
– отсутствие подтверждения финансирования предусмотренных планом мероприятий;
– отсутствие собственной или привлеченной на договорной основе аварийно-спасательной службы (формирования), сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
 
Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 1 ст. 23.1 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП, определяющие полномочия судей по рассмотрению дел и полномочия надзорных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных проектируемой статьей.
 
В этих целях предлагается установить, что составлять протоколы по нарушениям, предусмотренным статьей 8.48, могут органы государственного экологического надзора (в пределах своих полномочий) и органы федерального государственного транспортного надзора (в пределах своих полномочий), то есть органы Росприроднадзора на суше и Ространснадзора на воде.
 
Также предусмотрены изменения в статью 23.29 КоАП, наделяющие полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях должностных лиц Росприроднадзора.
 
Статья 19.5 КоАП предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, при этом положение ч. 1 ст. 19.5 КоАП носит универсальный характер.
 
Установленные размеры административных штрафов, налагаемые в соответствии с ч. 1 ст.19.5 КоАП, не способствуют повышению роли и значимости государственного экологического надзора.
 
В связи с этим предлагается статью 19.5 КоАП дополнить частями 33 и 34, устанавливающими повышенные размеры штрафа.
 
Повышение штрафных санкций будет стимулировать природопользователей к выполнению в установленные сроки предписаний, позволит изменить сложившуюся практику их невыполнения природопользователями на протяжении длительного периода времени.
 
Использованы материалы http://government.ru

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…