В очереди на всеобщую паспортизацию

1304-3Многие компании, начав проведение обязательных энергетических обследований, столкнулись с массой проблем, требующих оперативных решений. Обозначим некоторые из них.

Леонид КРУМЕР,
исполнительный директор ООО «ПетроТеплоПрибор» (Санкт-Петербург)

Ответственность за результат

Определенная категория энергоаудиторских фирм занимается вульгарным демпингом, чему способствует действующий закон № 94-ФЗ «О Госзакупках», согласно которому основным критерием для победы в аукционе является цена.

Очевидно, что добросовестным энергоаудиторским фирмам крайне трудно конкурировать в таких условиях, потому что снижать себестоимость энергетических обследований невозможно до бесконечности и существует предел, после которого проведение качественного обследования становится не рентабельным.

В свою очередь, среди организаций, где энергоаудит проводится в обязательном порядке, существуют те, которых устраивает формальная проверка. Такие фирмы, заявляя о необходимости получения только энергетического паспорта, не заботятся о реальном энергосбережении и повышении энергоэффективности.

К сожалению, подобных примеров немало. Однако это нельзя признать дальновидным, так как:

  • согласно закону, для бюджетных и государственных учреждений объем средств на оплату энергоносителей будет ежегодно снижаться на 3% и без проведения реально энергосберегающих мероприятий условия их жизнедеятельности могут ухудшаться;
  • копии энергетических паспортов проходят регистрацию в Минэнерго и их низкое качество может привести к лишению недобросовестного энергоаудитора права проведения энергетических обследований.

Иногда, стремясь выполнить требования ФЗ № 261, к энергоаудиторам обращаются с просьбой о составлении энергетического паспорта отдельного здания. Разумеется, это вполне реализуемо, и форма паспорта здания приведена в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Но закон требует обязательного энергетического обследования юридического лица, и, при этом, энергетический паспорт должен соответствовать требованиям приказа Минэнерго РФ №182 от 19 апреля 2010 г. То есть паспорт на здание может быть и выполнен, и проверен, и даже внесен в реестр СРО, но отправлен в Минэнерго РФ – нет.

Как действовать предприятию, владеющему только долей объекта? Нередко заказчик энергетического обследования имеет в собственности лишь часть здания. Конечно, с технической точки зрения следует проводить обследование и реализацию энергосберегающих мероприятий всего здания целиком.

Однако договор заключается с конкретным юридическим лицом и данные по энергопотреблению должны относиться только к нему. Энергетический паспорт, как уже говорилось выше, составляется на организацию – заказчика энергетического обследования.

К слову, собственники других помещений вправе не допускать энергоаудиторов на свои площади, и тогда в мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности целесообразно рекомендовать энергетическое обследование всего здания. В противном случае приходится искать нестандартные решения.

Комплексность

Составление энергетического паспорта – всего лишь часть комплекса работ по энергетическому обследованию. В процессе подготовки и проведения энергоаудита необходимо разработать программу его проведения, составить отчет и представить программу энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Перечисленные материалы передаются в экспертную организацию. На основании результатов экспертизы СРО регистрирует энергетический паспорт в своем реестре и отправляет его копию в Минэнерго.

Подобная многоступенчатая система контроля результатов энергоаудита несколько громоздка, но зато снижает вероятность получения некорректных данных. При этом СРО безусловно несет ответственность за качество энергетического обследования и, конечно, имеет систему контроля аудита.

Минэнерго рекомендует сделать договор на энергетическое обследование трехсторонним: Заказчик, Энергоаудитор и СРО. Кроме того в этом договоре целесообразно предусмотреть, что работа по энергетическому обследованию считается энергоаудитором выполненной после регистрации энергопаспорта в реестре СРО, которая в установленном порядке осуществляет передачу копии энергопаспорта в Минэнерго. В противном случае, учитывая то, что согласно приказа № 182 СРО должна отправлять копии энергопаспортов в Минэнерго раз в три месяца и существующие сроки рассмотрения энергопаспортов в Минэнерго довольно продолжительные, окончательные расчеты с энергоаудитором могут затягиваться на многие месяцы.

Сэкономил тепло – потерял деньги

Для чего проводятся энергетические обследования, составляются энергопаспорта и прочие мероприятия? Для энергосбережения и повышения энергоэффективности. А кому эту выгодно? Можно ли, проведя необходимые мероприятия только в отдельном учреждении решить эту задачу хотя бы в рамках этого объекта?

Вот несколько примеров.

Как известно, ощутимую экономию тепловой энергии и дает автоматическое регулирование теплопотребления. Для потребителя эта экономия, в зависимости от назначения здания, составляет от 10 до 35%. Соответственно, при наличии коммерческого узла учета тепловой энергии (УУТЭ), будет снижен размер оплаты и теплоснабжающая организация не получит запланированные средства, то есть, понесет определенные потери. В таком случае потребителю могут быть выставлены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, или теплоснабжающая организация может включить данные потери в тариф будущего года. Реальна ситуация, когда проведя энергосберегающие мероприятия, потребитель потеряет деньги.

В похожем положении оказываются и энергоснабжающие предприятия. Например, теплоснабжающая организация, провела энергоаудит, реализовала энергосберегающие мероприятия, повысила энергоэффективность оборудования и стала потреблять меньше топлива. Топливоснабжающее предприятие может выставить штраф за невыполнение договорных обязательств. Как известно, договор на поставку топлива заключен до начала отопительного сезона исходя из среднегодовых температур, а какая будет зима, никто не знает. В результате экономическая выгода от энергосбережения сводится к нулю, и добавляются судебные хлопоты.

Правительством принято постановление о подобном запрете для поставщиков электроэнергии в отношении определенной категории потребителей.

Очевидно, что необходимо законодательно запретить ресурсо- и энерго- снабжающим предприятиям выставлять штрафы потребителям за снижение потребления энергоресурсов в течении действия договора, если это снижение вызвано реализацией энергосберегающих мероприятий.

ФЗ № 261 предусматривает для предприятий, осуществляющих поставку энергоносителей, включение затрат на энергосберегающие мероприятия в тарифы. А откуда брать деньги потребителям? Уменьшение финансирования на оплату энергоносителей предусмотрены, а на финансирование энергосберегающих мероприятий средства рекомендуется изыскивать.

Отсутствие федеральных тарифов на работы по проведению энергетических обследований вызывает определенные сложности при заключении контрактов.

Требование в предоставлении данных за 4 предыдущих года может сильно застопорить работу, так как люди на местах могут очень сильно не хотеть поднимать эти данные и тем более подвергать их анализу.

Нет однозначности в пересчете ресурсов в условное топливо и т.д.

Можно долго перечислять о недостатки действующего законодательства и трудности проведения энергетических обследований.

Ясно одно – существующие объемы энергопотребления в России на производство, жилье, услуги и т.д. значительно превышают нормы развитых стран, что снижает конкурентоспособность нашей страны.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…