Осторожно: груз особого порядка!

В объеме грузов , перевозимых по России всеми видами транспорта , доля опасных – составляет порядка 20%, или примерно 800 млн тонн . Из них на автомобильный транспорт приходится до 65%, на железную дорогу – 30%, около 5% перевозится речным и морским транспортом и 0,1% – авиацией . Об особенностях транспортировки опасных грузов по «железным магистралям» рассказывает государственный инспектор Северо-Западного Управления Ростехнадзора Михаил МЕДВЕДЕВ .

– Михаил Сергеевич, чем занимается ваш отдел?

– Наши специалисты контролируют и осуществляют государственный надзор за обеспечением безопасности транспортирования опасных веществ на территории четырех субъектов страны – в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской и Псковской областях. В государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО) зарегистрировано более 300 организаций, транспортирующих опасные вещества железнодорожным и автомобильным транспортом, включая их погрузку и выгрузку. Помимо этого, ряд организаций осуществляет проектирование и экспертизу промышленной безопасности, а так же подготовку и переподготовку работников ОПО. Протяженность путей необщего пользования составляет более 1500 километров. Количество специальных транспортных средств для перевозки опасных грузов порядка 11000 единиц. Основные владельцы подвижного состава – такие организации как ООО «Трансойл», ООО «Балт-ТрансСервис», ОАО «АКРОН», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез».

В группу по надзору за объектами и средствами транспортирования опасных веществ поступает отчетная информация о состоянии производственного контроля на ОПО: планы мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на ОПО с отметками о выполнении, письменная информация об осуществлении производственного контроля. Контроль выполнения планов мероприятий по приведению действующих ОПО в соответствие с требованиями нормативных документов осуществляется при проведении контрольно-профилактических мероприятий и при проверке возможности выполнения лицензионных требований и условий соискателями лицензий.

– Какие законодательные акты регламентируют деятельность по транспортировке опасных грузов?

– Нормативная база в этой сфере постоянно обновляется. В результате, в настоящее время вопросы обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов в той или иной мере затрагиваются в обширном комплексе законодательных и иных нормативных актов. Это и международные договоры в области транспорта, констатирующие правила перевозок опасных грузов, и межгосударственные соглашения в рамках Содружества Независимых Государств, и законы Российской Федерации. Существуют также постановления правительства РФ, ведомственные акты общего характера, изданные федеральными органами исполнительной власти и ОАО «Российские железные дороги», и отдельные специализированные инструкции.

– Какие нарушения самые распространенные?

– Их не так уж и много. Например, обязанности и права лиц, осуществляющих производственный контроль, могут быть не внесены в служебные контракты (трудовые договоры). Иногда не полностью выполняются планы-графики производственного контроля, а также планы мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности. Также нарушения могут быть связаны с использованием устаревшего оборудования. Известно, что по истечению срока эксплуатации необходимо продлевать этот срок и проводить экспертизу соответствия устройства техническим требованиям. Не все предприятия проводят процедуру вовремя. Иногда же в организации работают сотрудники, не прошедшие соответствующего обучения, чего, конечно же, не должно быть.

Вопросы эффективности производственного контроля на ОПО, подконтрольных предприятий рассматриваются в ходе проведения комплексных, целевых и оперативных проверок. Во время проведения плановых проверок осуществляется надзор за готовностью подконтрольных организаций, эксплуатирующих ОПО, организовывать работы по предупреждению и локализации аварийных ситуаций при перевозке опасных грузов.

На большинстве предприятий имеются средства и способы оповещения, противоаварийной защиты, сигнализации и связи для действия при авариях. На крупных предприятиях, таких как ООО «ПГ «Фосфорит», ООО «Кинеф», ОАО «РУСАЛ Бокситогорск», ЗАО «Метахим», ЗАО «Базэл Цемент Пикалево» и других созданы и действуют системы управления промышленной безопасностью.

Поднадзорными организациями за последнее время проведена работа по идентификации ОПО с целью дальнейшей их регистрации в государственном реестре ОПО. Правильность идентификации и регистрации ОПО в государственном реестре проверялась при проведении плановых обследований предприятий, а также при проверке выполнения лицензионных требований и условий. Лицензирование предприятий и организаций, осуществляющих транспортирование опасных веществ, в целом положительно отражается на безопасности этого вида деятельности.

– Расскажите, пожалуйста, о работе вашего отдела в сфере лицензирования.

– Во исполнение Федеральных законов «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлений Правительства РФ от 14.06.2006 № 429 и от 12.08.2008 № 599, а также других действующих нормативных документов Госгортехнадзора России и Ростехнадзора по вопросам выдачи лицензий инспекторским составом проводилась серьезная работа.

Во-первых, мы выявляем предприятия, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, но не имеющих лицензий и не зарегистрировавших свои ОПО. Во-вторых, рассматриваем пакеты документов, представленных для получения (продления, переоформления) лицензий, на предмет возможности предприятия осуществлять данный вид деятельности, проверка соответствия полученных документов установленным требованиям и фактическому положению дел на предприятии. В-третьих, наши специалисты проводят контроль соблюдения лицензионных требований и условий предприятиями, осуществляющими транспортирование опасных веществ. И, наконец, проверяем соискателей лицензий на предмет возможности выполнения ими лицензионных требований и условий.

– Опишите главное направление вашей деятельности в 2011 году?

– При проведении обследований серьезное внимание обращалось на техническое состояние и текущее содержание железнодорожных путей необщего пользования. В целом его можно смело назвать удовлетворительным. Оно вполне соответствует требованиям, предъявляемым к железнодорожным путям, предназначенным для транспортирования опасных веществ. Текущее содержание, ремонтно-путевые работы подъездных путей в основном проводятся специализированными организациями по разовым или долгосрочным договорам. Но встречаются и недостатки. В отдельных предприятиях по маршрутам транспортирования опасных веществ железнодорожные пути уложены рельсами типа Р-43. Предприятия, имеющие на своем балансе подъездные пути большой протяженности, не в достаточном количестве укомплектованы работниками для проведения качественного ремонта и текущего содержания пути.

– Как Вы оцениваете состояние транспортных средств, предназначенных для транспортировки опасных грузов?

– Транспортные средства (собственные или арендованные), предназначенные для транспортирования опасных веществ, в основном соответствуют предъявляемым к ним требованиям: локомотивы проходят ежемесячные контрольно-технические осмотры, весенние и осенние комиссионные осмотры с участием представителей Октябрьской и Калининградской железных дорог, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) локомотивов проводится в установленные сроки. Текущий и другие плановые ремонты вагонов и контейнеров, используемых поднадзорными предприятиями для перевозки опасных грузов, в большинстве предприятий проводятся в сроки и в объемах, установленных НТД. Но, опять же, есть недостатки.

Не всегда соблюдаются межремонтные сроки работы локомотивов, не все локомотивы обеспечены аптечками, в отдельных предприятиях не соблюдаются сроки деповского ремонта вагонов-цистерн, рамы собственных вагонов-цистерн не окрашены в зеленый цвет. К слову, ОПО, связанные с транспортированием опасных веществ, регулярно проходят процедуру страхования. Вагоны-цистерны компаний-перевозчиков застрахованы по правилам добровольного страхования. Состояние мест выгрузки опасных веществ в основном соответствует установленным требованиям. Однако, в отдельных поднадзорных предприятиях на площадках выгрузки ЛВЖ отсутствует твердое водонепроницаемое покрытие, не ограждается территория складов ГСМ, заземление сливоналивных эстакад оборудовано с нарушением требований НТД. Также бывали случаи, когда не заземлялись вагоны-цистерны при выгрузке грузов 2, 3 и 9 классов опасности.

– Насколько часто происходят аварии на поднадзорных объектах?

– За период 2010–2011 гг. на подъездных путях и маршрутах внутризаводских перевозок предприятий и организаций аварий и производственного травматизма со смертельным исходом не зарегистрировано. Правда, в 2010 году имел место один инцидент: на подъездном пути произошел уход 9 вагонов-цистерн в сторону уклона с дальнейшим сходом на сбрасывающем остряке. В результате вагон прикрытия и цистерна сошли с рельсов и опрокинулись, цистерна сошла с рельсов двумя тележками. Автосцепка цистерны в результате схода пробила котел цистерны, в результате чего произошла утечка груза – моторного бензина с последующим возгоранием. К счастью, пострадавших не было. Этот инцидент произошел из-за невыполнения составителями поездов предприятия своих должностных обязанностей и инструкций. Закрепление вагонов было осуществлено в нарушение действующих правил и норм.

Для ликвидации аварий и инцидентов все крупные подконтрольные предприятия и организации имеют нештатные аварийно-спасательные формирования, готовые, в основном, к ведению аварийно-восстановительных работ. Поднадзорные предприятия и организации заключают договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (АСФ) или создали собственные АСФ. Однако большинство из профессиональных АСФ находятся на значительном расстоянии от организаций, эксплуатирующей ОПО.

– Каковы, по Вашему мнению, причины снижения аварийности?

– Дело в том, что руководители предприятий, не желая получить штраф, сами стараются привести в удовлетворительное состояние как пути, так и подвижные составы. К тому же, требования стали более жесткими. Раньше для перевозки, независимо от характеристик груза, использовались рельсы типа Р-43. Теперь же выбор рельсов зависит от нагрузки по осям, а значит, должны быть использованы рельсы Р-50 и выше. Понятно, что обычные Р-43 дешевле, но экономия может привести к печальным последствиям, в том числе, и к человеческим жертвам. Руководству предприятий это не нужно, а посему и с серьезными нарушениями с их стороны мы давно не сталкивались.

Журнал "Берг-коллегия" №12 2011 г.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…