Экологическое проектирование: трудности согласования

news210318-4«Отсутствие единообразия в трактовке методологий разработки и согласования проектной документации среди сотрудников Росприроднадзора превращает природопользователей в студентов на защите курсовой», – считает руководитель департамента Экологического проектирования и консалтинга EcoStandard group Ольга ЗАЦЕПИНА.

news210318-4.1EcoStandard group оказывает одинаковый спектр услуг по всей стране – и везде по долгу службы мы взаимодействуем с органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В силу специфики своей деятельности мы чаще всего сталкиваемся с департаментами в составе Росприроднадзора, занимающимися согласованием проектов нормирования, которые разрабатываем для клиентов и сдаем на согласование в ведомство. Это проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПВД), нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), нормативов допустимых сбросов (НДС), а также проектная документация, подлежащая Государственной экологической экспертизе.
 
На собственном опыте мы видим, что в структурных подразделениях Росприроднадзора в разных субъектах Российской Федерации порой, к сожалению, нет единого подхода к работе, к трактовке нормативных подзаконных актов и методологий расчетов в рамках проектной документации.
 
Безусловно, федеральное законодательство регулирует действия сотрудников Росприроднадзора при согласовании проектной документации, однако проблемы возникают на уровне частностей и мелких вопросов, которые, однако, влияют на финальное решение при согласовании проектов.
 
Бывает так, что Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и региональная структура в субъекте Российской Федерации по-разному смотрят на один и тот же момент. Разумеется, ни одна из сторон не нарушает законодательство, речь идет именно о разнице трактовок различных документов.
 
news210318-4.2Очень часто это происходит при согласовании паспортов опасных отходов. В нашей практике был показательный пример. Для одной крупной компании мы разрабатывали проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сети автозаправочных станций общим числом более 200 объектов. При подготовке паспортов отходов мы обратились в Центральный аппарат Росприроднадзора за комментариями. В своих разъяснительных письмах ведомство транслировало позицию, согласно которой необходимо к паспорту прилагать один протокол на один вид отхода. Плюс к этому нужно сформулировать обоснование, согласно которому на всех объектах этот отход образуется одинаково и, соответственно, имеет один состав. И в паспорте опасного отхода указывается адрес юридического лица – тогда документ считается действительным для всех объектов этого юридического лица. То есть если в сети открывается новая заправка, то этот паспорт отхода автоматически будет действовать и на нее. Все просто и логично.
 
Такой же позиции, как и законодатель, придерживается и Министерство природных ресурсов и экологии РФ. По опыту мы знаем, что так же на эту ситуацию смотрят и, скажем, во Владивостоке.
 
В то же время один из департаментов Росприроднадзора ровно в этой же ситуации счел, что разработчику документации необходимо доказать факт отбора 200 проб отходов и к каждому паспорту приложить список адресов объектов. То есть предполагается, что разработчик паспортов должен привезти образцы твердых бытовых отходов (ТБО) с каждой из 200 заправок, проанализировать их в лаборатории, и при совпадении их составов это будет считаться одним паспортом.  Надо ли говорить, что в реальности это, мягко говоря, маловероятно. Такой подход также предполагает, что при появлении новой заправки юридическому лицу необходимо будет согласовывать новые паспорта.
 
Повторимся: никто из экспертов Росприроднадзора не идет против закона, но по-разному трактует нормативный акт. Подобные ситуации становятся возможными из-за отсутствия единой позиции по методическим вопросам внутри Росприроднадзора. Более того, одно и то же положение может по-разному трактоваться не только в разных округах Российской Федерации, но даже специалистами-коллегами внутри одного отдела структурной единицы ведомства.
 
На практике это означает, что характер замечаний к проекту и даже решение по его согласованию или несогласованию может зависеть от того, к какому эксперту внутри отдела он попадет. Одни эксперты считают, что, скажем, сметы с территории нужно считать по одной формуле, другие – что по другой, третьи – по третьей. В итоге некоторые идентичные проекты согласуются в одних субъектах сразу и без замечаний, а в других занимает намного больше времени.  
 
Разница в позициях экспертов в Росприроднадзоре приводит к путанице и абсолютной невозможности планировать сроки согласования. В нынешних реалиях, даже если организация соблюла все требования законодательства, у нее нет гарантий, что разработанные нормативы будут согласованы. Природопользователь никогда до конца не уверен, правильно ли он действует и совпадает ли его трактовка нормативных актов и методических пособий по расчету выбросов и образования отходов с мнением экспертов. Положение природопользователя подобно положению студента, который защищает перед преподавателем курсовую работу. При этом речь здесь не обязательно идет о некомпетентности одной из сторон – все могут иметь аргументированную позицию и по всем параметрам быть правыми. Вопрос в трактовке, которая должна по каждому вопросу быть единой и утвержденной внутри структуры Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. И она должна соблюдаться.
 
Что же будет, когда природопользователи будут сдавать отчет о производственном экологическом контроле  (ПЭК), куда входят отчеты по инвентаризации источников выбросов, сбросов и отходов, в уведомительном порядке? Это будет означать, что сегодня организация сдала отчет в уведомительном порядке, а через пару лет при проверке у любого  инспектора будет возможность найти «нарушение». Например, гипотетический инспектор может приписать организации неучтенные отходы, мотивируя это следующим: «У вас несколько видов стеклобоя, вот этот вы учли, а этот нет, а он загрязненный и его, может быть, 80 кг образуется – и ничего, что вы на переработку сдаете, все равно вы скрыли отход». Либо не так посчитанные источники выбросов, потому что «при расчетах нужно брать коэффициент от 0,6 до 0,8, а взяли 0,6, а я считаю, что там 0,8».
 
news210318-4.3К Росприроднадзору имеются и кадровые вопросы. Новые сотрудники в этом ведомстве часто оказываются теоретиками, которые не понимают, что этот проект означает для предприятия и какое значение он имеет для защиты окружающей среды, в чем его физический смысл. С позиции разработчика нормативной документации очень хотелось бы от экспертов ведомства большего понимания потребностей природопользователей.
 
Мы коснулись одной и той же проблемы (отсутствия единообразия трактовок) на разных уровнях – среди экспертов-коллег в рамках одного отдела Росприроднадзора и среди различных субъектов Российской Федерации.
 
К сожалению, есть и третий, еще более высокий уровень проблемы: разные позиции у разных государственных органов, осуществляющих схожие функции по согласованию проектной документации. Например, на некоторые вопросы в рамках согласования норматива ПДВ врачи Роспотребнадзора, эксперты ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» и эксперты Росприроднадзора и территориальные органы экологии смотрят по-разному.
 
Получается, что одни и те же расчеты в одном ведомстве могут получить согласование, а в другом не получить. Проект подается на согласование в разные ведомства, но по сути все смотрят на одно и то же и контролируют уровень загрязнения атмосферы от конкретного предприятия на нормируемой территории на предмет непревышения уровня ПДК загрязняющих веществ. То есть три ведомства смотрят одни и те же показатели, но при этом одни и те же расчеты одних могут устроить, а других нет.
 
Что же делать? На наш взгляд, необходимо большее количество внутренних обучений для сотрудников природоохранных органов, включая Росприроднадзор, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», Роспотребнадзор, органы экологии субъектов Российской Федерации и другие ведомства, работающие в смежных областях. Нужна выработка единой позиции по всем спорным вопросам, донесение ее Министерством природных ресурсов и Центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования до всех структур и, конечно, ее неукоснительное соблюдение. Это позволит природопользователям быть уверенными, что согласование их документации зависит от соответствия проектов нормативной базе, а не от личного мнения отдельно взятого эксперта.

Промышленная безопасность

news081222-1

С позиции лидера. "Спецназ" Газпрома. 50 лет.

Коллектив профессиональной аварийно-спасательной службы ООО «Газпром газобезопасность» на протяжении 50 лет обеспечивает противофонтанную безопасность на различных объектах нефтегазовой отрасли, в том числе и на континентальном шельфе РФ. «За этот период мы успешно ликвидировали более 120 фонтанов, при том что каждый фонтан не похож на другой, – рассказывает Анатолий СОРОКИН, генеральный директор компании. – По мере развития нашей профилактической службы количество фонтанов из года в год уменьшалось. За…

Государственный надзор

news240221-2.1

Выбросы сократятся вдвое

Возводимая на «Метафраксе» установка выделения СО2 с в составе строящегося комплекса по производству аммиака, карбамида и меламина (АКМ) станет тринадцатой по счету, но третьей по мощности извлечения углекислого газа в мире. В России равных ей нет и пока не предвидится. В настоящее время дымовые газы печей риформинга «Метафракса» являются основными источниками выделения СО2 в атмосферный воздух. – И хотя у нас в стране меры и обязательства для промышленных предприятий на законодательном уровне еще только…

Охрана труда, аттестация специалистов, персонал

news040419-3

Травматизм снижается, но проблемы остаются

По данным Росстата и Министерства труда, производственный травматизм снизился более чем в два раза за последние 10 лет, в 2018-м положительная динамика сохранилась. Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на улучшения, остались нерешенные проблемы. Что чаще всего становится причиной несчастных случаев на производстве и какие современные инструменты могут изменить ситуацию? По данным Росстата, численность пострадавших в результате несчастных случаев (НС) в 2017 году уменьшилась в 1,4 раза по сравнению с…

Энергетика

news170520-1

Президент России утвердил новую Доктрину энергетической безопасности страны

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Доктрина разработана Минэнерго России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и…

Экология

news181219-2

Госдума запретила сжигать непереработанный мусор

Закон также уточняет вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду Госдума приняла закон, расширяющий понятие "утилизация отходов", он подразумевает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также запрещает сжигать отходы до извлечения из них полезных свойств. Документ вступит в силу с 1 января 2020 года. "Третье чтение прошел документ, совершенствующий законодательство в сфере охраны окружающей среды. Он, в частности, запрещает сжигание отходов без предварительной переработки и…

Саморегулирование

Компенсационные фонды – и ныне там

Саморегулирование в строительной отрасли существует уже более двух лет, однако, многие вопросы, связанные с одним из базовых механизмов саморегулирования – компенсационными фондами – до сих пор остаются нерешенными. Компенсационный фонд саморегулируемой организации воплощает собой основную идею саморегулирования – коллективную ответственность членов саморегулируемых объединений за результаты их работы. Порядок формирования, размещения и осуществления выплат из компенсационных фондов СРО в строительной отрасли…